Вербное воскресенье в 2024 году — как празднуют, история, традиции и приметы

Вербное воскресенье, как и всегда, христиане традиционно отмечают за неделю до Пасхи Христовой, и по этой причине данный праздник имеет подвижную дату. На какой календарный день он приходится в 2024 году, какова его история, как отмечается и с какими традициями и народными приметами связан, мы и расскажем в этом материале.

Этот христианский праздник посвящен великому евангельскому событию — вхождению Иисуса Христа в Иерусалим, и точное его название: Вход Господень в Иерусалим Неделя шестая Великого поста, ваий. В 2024 году это празднование пришлось на 28 апреля — шестую неделю (воскресенье) Великого поста. А за ним последует страстная неделя, завершится которая Пасхой Христовой — 5 мая.

Восточные славяне издавна называют его для краткости Вербным воскресеньем. Такое ботаническое название празднику дала традиция — украшать храм и приносить для освещения в него в этот день веточки вербы. В подражание жителям Иерусалима, устилавшим путь Господу своею одеждой и ветками пальмы — ваий ( греч.: ваиа — пальма), христиане восточные обряда приносят в храмы ветки вербы, расцветающей накануне.

История праздника Вербное воскресенье

Возникновение праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) относится 4-5 векам и, по свидетельству Эгерии в его описании своего паломничества, особенно пышно отмечался именно в Иерусалимской Церкви.

Вербное Воскресенье - Вход Господен в Иерусалим

Ветхозаветное пророчество Захарии (книга пророка Захарии 9:9): «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.” —  исполнилось в Новом Завете. Подтверждение этому мы находим у четырех евангелистов: Евангелие от Матфея: 21:1-11; Евангелие от Марка: 11:1-11; Евангелие от Луки: 19:29-44; Евангелие от Иоанна: 12:12-19.

Почему же Христос — Царь Иудейский — въезжает в Иерусалим на осле, а не на прекрасном белом коне. Оказывается, осел — это своеобразный символ миролюбия, что связано с древним обычаем: цари, желая показать, что они не желают войны, ездили на ослах. На осле вступал в Иерусалим и предок Спасителя (по Его человеческой ипостаси) — царь Давид.

По описанию евангелиста Матфея это происходило так: “И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их… Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий  во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского” (Евангелие от Матфея 21:1-4,6-11).

Вот как описывает это евангельское событие в своей книге «Таинство, слово и образ» отец Александр Мень:

«Близится Пасха иудейская. Иисус снова в Вифании, где проводит субботу.
А вечером следующего дня Он верхом спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним осел, символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение. Галилейские паломники сопровождают Его криками: «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!..

В городе смятение. «Кто это?» — спрашивают люди, выходя к воротам. «Это Иисус, Пророк из Назарета», — отвечают богомольцы. Они машут пальмовыми ветвями. Так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников. С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…»

Христос впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет, испытывая сердца человеческие. До последнего мгновения не поздно. Он несет Благую Весть, а люди хотят сигнала к восстанию.

Между ними и Сыном Давидовым пролегла пропасть. Даже Его ученики заражены общим ослеплением. Они спорят между собой, деля будущие места у трона. Окруженный народом, но одинокий, вступает Иисус в столицу, проходит по праздничным улицам. Он продолжает идти через века, вслушиваясь в голоса людей. Он говорит им: «О, если бы вы узнали, что служит к миру вашему! До последнего момента еще не поздно…».

Значение праздника Вербное воскресенье

Именно в этот день народ признает Иисуса Христом (Мессией). Это событие становится символом будущего воцарения Иисуса Христа в Небесном Иерусалиме. К тому же, по мнению Амвросия Медиоланского, оно прямо связано с предстоящими Страстями Христовыми, потому что приходится на день избрания агнца, предназначенного по иудейской традиции, на заклание в качестве жертвенного животного ради праздника Пасха.

Вербное воскресенье - как празднуют, история, традиции и приметы

Почему же с таким ликованием и с такой пышностью встречают Христа люди, как это было возможно только при встрече высоко чтимых лиц? Да потому, что все уже знают о чудесах исцеления и воскрешения мертвых, которые свершил Спаситель на глазах многих свидетелей, например, воскрешение четверодневного Лазаря.

Иудеи, изнывающие под оккупацией римлян, ждут прихода национального лидера (Царя Иудейского), способного и освободить Иудею, и дать людям благоденствие уже в земной жизни. Вход Господень в Иерусалим еще и совпадает с пророчеством Моисея о приходе Спасителя Израиля в пасхальную ночь.

Как празднуется Вербное воскресенье

Шестое воскресенье (неделя) — это день Великого поста, во время которого ради праздника дается послабление в пище: можно вкушать рыбу и пить умеренную чашу вина. Утром в православных храмах, украшенных накануне веточками вербы и другими зелеными ветками совершается торжественная служба — праздничная литургия. По её завершении священники окропляют святой водой принесенные прихожанами с собой ветки вербы.

Вербное Воскресенье

Эти освященные ветки они уносят с собой домой и украшают ими иконы как воспоминание о празднике, а некоторые почитают их как оберег, по вере своей.

В некоторых местах прижился благочестивый обычай вкладывать веточки освященной вербы в руки умершего как символ победы над смертью — с ними-то они воскреснут и встретят Спасителя уже в вечной жизни.

Как и во время всего Великого поста, все продолжают поститься: совершать с усердием молитвенные правила, воздерживаться в приеме скоромной пищи и творить дела милосердия. Готовятся к страстной седмице, непосредственно предшествующей Пасхе Христовой.

Традиции и приметы, связанные с Вербным воскресеньем

С веточками воскресной вербы в России был связан обычай — легкого «хлестания» друг друга по обоюдному, естественно, желанию. По возвращении с заутрени родители остававшихся дома детей такими легкими похлестываниями вербой поднимали их с постели, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз! Не я бью, верба бьёт. Будь здоров,  как верба!»

Восточные славяне придают освящённым веточкам вербы чудесную очистительную силу. Верят, что они защищают домашний скот от злых духов, порчи, сглаза злых людей, болезней и хищных зверей.

Ещё одной праздничной приметой Вербного воскресенья были так называемые вербные базары. Здесь продавали и покупали детские игрушки, книги и разные сладости. Изюминкой такого базара были связанные в букет веточки вербы, к которому привязывались красивой ленточкой бумажные ангелочки, называемые «вербными херувимами». Самыми активными покупателями, а иногда и продавцами были, разумеется, дети.

С воскресной вербой, по понятной причине, связано множество примет и поговорок:

  • Если вербная неделя (воскресенье) ведряная (солнечная), с утренниками (заморозками), то яри (яровые посевы) хороши будут.
  • На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут.
  • Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
  • На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил.
  • Скотину выгоняют в поле первый раз (на Егория — Георгия) вешнего вербой с Вербного воскресенья.
  • Не верба бьёт, а старый грех.

Мы не сомневаемся, что вы, дорогой наш читатель, многое из здесь написанного и сами знаете, но все же надеемся, что нам удалось оживить эти познания, напомнить об истории праздника Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), о его духовном значении, о самом его праздновании и приметах и обычаях, связанных с ним. Поста приятного! Приятного его завершения!

Комментарии: 1
  1. Фаина

    «До последнего мгновения не поздно…» Как же это грустно и радостно!

    Ответить
Добавить комментарий или вопрос