Крещенский Сочельник — это 12-й день Рождественских Святок. Наряду с Навечерием Рождества Христова, с Рождественским сочельником (сочельников в году всего два: Рождественский и Крещенский), Крещенский приобрел свои обычаи и традиции, следование которым делает встречу праздника Богоявление особенно торжественной и благодатной.
Крещенский Сочельник хоть и считается праздником — Навечерие (канун) Богоявления и Крещения Господня, но день постный во всех отношениях: в пище строгое воздержание по монастырскому уставу и разрешение растительного масла для мирян, а также и в поведении предписывается не веселиться.
Крещенский Сочельник как бы подводит духовный итог подготовки верующих к встрече Святого Богоявления. Крещения Господня, к той особой радости от Просвещения мира о явлении Спасителя человечества. Церковные христианские праздники всегда проводятся по строгим исторически устоявшимся традициям. Есть они и Крещенского сочельника.
Как отмечается дневная и вечерняя часть Крещенского сочельника?
В дневную часть Крещенского сочельника верующие постятся, а вечером принимают участие в вечерней церковной службе в храме. И только по её завершении, когда в храме прозвучит особое праздничное песнопение — крещенский тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.» (приблизительно в 17:00 — 18:00) — верующие возвращаются домой «с первой звездой» и приступают к вечерней семейной трапезе, начиная её именно с сочива (сочной каши из зерен пшеницы или риса с добавлением изюма, сухофруктов и меда, желательно освященного во время Медового Спаса) Сочиво и дало название этому праздничному дню Святок.
Традиции Крещенского сочельника и их история
Так сложилось, что основной традицией Крещенского и Рождественского сочельника стало воздержание в пище и питье, установленное Церковью в память о сложившемся еще в древности правиле: соблюдать строгий пост перед принятием человеком святого крещения. Известно, что первые христиане в основном крестились в сознательном возрасте и трудности поста были им под силу.
И хотя Сочельнику досталась роль кануна, предпразднества, но некая история у него все же есть. Вот одна из них. Особенно первые христиане жили в ожидании чуда, каким было и само Рождество Христово. В двенадцатую ночь после Рождества Христова (по новому стилю с 18 на 19 января) в порыве ожидания чуда люди обращали с надеждой взоры в небеса, мечтая увидеть «разверзающиеся небеса», хоть какое-то нисхождение света из черной космической ночной мглы. Все это подогревалось верованием: любое в это время загаданное желание непременно чудесным образом сбудется…
Достаточно вспомнить пьесу Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно». В названии её прочитывается 12-я ночь, Крещенский сочельник, вечная жажда исполнения мечты. Откуда возникла уверенность, что в эту ночь все задуманное чудесно исполнится. Конечно, это отблеск чуда самого Богоявления, когда, две тысячи лет тому назад, в такое же примерно время, произошло явление людям Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Из разверзшихся небес прозвучал голос Отца Небесного: «Это Сын Мой Возлюбленный». На Иисуса Христа в этот же момент сошел Святой Дух в виде белого голубя.
Богоявленское чудо стало основой не только самого праздника Крещения Господня, но и вдохновило гениев искусства на воплощение самого ожидания этого чуда, случившегося на глазах людей на берегу небольшой речки Иордан, которое совершило поворот в истории мироздания. Речь идет о шедевре, хранящемся в Третьяковской галерее, картине русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу». На этом полотне остановлено мгновение, предшествующее Крещению Христа и схождению на него Духа Святого в виде голубя, сопровождаемое гласом Отца Небесного.
В нашей христианской генетической памяти и сегодня живет почти детское ожидание светлого божественного чуда, Его милости к нам, грешным. Оно сопутствует и в будни и праздники всем верующим христианам, которым Господь завещал верить в Бога, как дети.