Многие из нас почти уверены, что новогодние герои, Дед Мороз и Снегурочка, родом из глубинных народных традиций, и могут удивиться, узнав, что это вовсе не так. В таком случае, откуда же пожаловали к нам добрый старец с мешком подарков и его милая спутница, внучка Снегурочка? И почему наш Дед Мороз ходит со Снегурочкой, а Санта Клаус — с оленями и эльфами? Об этой замечательной истории мы здесь и расскажем.
Эти новогодние персонажи в виде кукол, елочных игрушек, принтов на коробках конфет, сумках, костюмах, одежде, различных тематических сувенирах — неотъемлемые визуальные атрибуты предпраздничного и праздничного оформления как улиц, так и интерьеров накануне Нового года и Рождества Христова.
Кто не выражал свой праздничный восторг в общем хоре голосов: «Снегурочка! Снегурочка!», или: «Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!», или: «Елочка, зажгись!». Все это и стало зарождением новогодней традиции. Эрик Хобсбаум назвал такое «изобретение традиции» явлением, подразумевающимся по отношению к прошлому, но на деле оно заново созданное и призванное привить определенные нормы и ценности.
Общество, особенно юная его часть, несмотря на ежегодную встречу с Дедом Морозом и Снегурочкой, как бы впервые с ними знакомится, принимая всю условность праздничной сказочной ситуации и по-детски счастливо им радуясь.
Когда появились новогодние Дед Мороз и Снегурочка?
Историческая русская традиция рядиться в потусторонних персонажей и животных восходит к празднованию Рождественских Святок. Деда Мороза и Снегурочки там ещё и быть не могло. На новогодних светских балах-маскарадах аристократы 18 века такие сказочные образы тоже не использовали.
Традиция праздновать Рождество с нарядной елкой пришла в Россию в 19 веке. Впервые такую праздничную елку установили 24 декабря, перед Рождеством по старому стилю, в императорской семье по инициативе великой княгини Александры Федоровны, дочери прусского короля, воспитанной в Берлине. После вступления на Российский трон Николая Первого праздники в Зимнем дворце с Рождественской елкой стали ежегодными, а к 1850-м годам это вошло в дворянском общество в традицию.
Когда появился Санта Клаус в Европе?
Рождественский и новогодний дед Санта Клаус появился в Европе под влиянием образа Святого Николая, горячо любимого в христианском мире за его бескорыстную доброту и своевременную помощь, которую он оказывал нуждающимся тайно. Именно отсюда исходит европейская традиция ждать под елочкой или в неожиданных местах рождественские подарки для послушных детей. Непослушные же дети не только оставались без подарков, но, и как предполагалось, могли быть даже наказаны, это ещё одно отличие Санты от нашего Святого Николая.
Есть мнение, что отечественный Дед Мороз, вобрав в себя элементы восточнославянского культа Мороза и черты европейского Санта Клауса, прибывающего на оленях и в сопровождении добрых эльфов, с его посещением и одариванием детей, получил свою новогоднюю работу. Добрый дедушка, в красном халате с белым воротником и белой же бородой, тоже раздаёт на новогоднем празднике из мешка подарки. А вот привозит его с Севера русская знаменитая красавица тройка с бубенцами.
Дед Мороз и Снегурочка в русской культуре и фольклоре
Эта новая традиция вполне уживалась с прежними маскарадами, в которых могли участвовать только взрослые. Участие в них детей почти до 1880-х годов считалось недопустимым. А вот знакомые нам детские новогодние персонажи и школьные маски вошли в праздничную традицию Нового года, благодаря творчеству писателей и педагогов второй половины 19 века.
Самый большой интерес к литературным сказкам с новогодней тематикой возник в первое 10-летие 20 века. Именно в эти времена и стали складываться сказочные образы Деда Мороза, Снежинки, Метелицы, Старого и Нового года, повсеместно активно включаемых в празднование Рождества и Нового года.
Из стихов Раисы Кудашевой, в 1903 году напечатанных в рождественском выпуске журнала «Малютка», вышли и навсегда остались в вечном детстве Мороз, снежком укутывающий елочку, чтобы её согреть; сама Елочка нарядная, пришедшая на праздник, и «много-много радости», что она принесла детишкам… А когда Леонид Бекман спустя два года написал на эти стихи музыку: «В лесу родилась елочка», эта песня, невольно став народной, приобрела в нашей стране статус почти новогоднего гимна — шлягер всех времен и всех юных поколений.
Из «Весенней сказки» А.Н. Островского, написанной в 1873 году, пришла к детям в новогодние праздники на помощь Деду Морозу вечно юная Снегурочка. Только в советской идеологии претерпевшая небольшую редакцию — из дочери её перевели во внучки. К счастью, это не испортило ни образ героини ни радость, от неё исходящую.
Традиции и обычаи Нового Года в России
Идеологи послереволюционной России и СССР безуспешно боролись с установившимися новогодними и рождественскими религиозными традициями. Хотя все они были объявлены буржуазными пережитками и предрассудками, но в домашней обстановке, за закрытыми шторами, Рождество и Новый год отмечались в старой традиции — с Вифлеемской звездой. Маскарады и «комсомольские елки», с красными пятиконечными звездами и новыми персонажами, так и не прижились — не помогала даже бичующая критики со стороны прессы.
Такое новогоднее безвременье прекратилось лишь после заметки П. П. Постышева в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года: «Давайте организуем детям хорошую елку!». Целью этой статьи было вытеснить прежние рождественские и новогодние традиции, и заменить их на советские. Елочка стала советской, венчать её должна красная пятиконечная звезда, а украшать — «идеологически верные» и «воспитательные» елочные игрушки, чаще всего самодельные (чего только стоили разноцветные бумажные «цепи» и плетенные из обложек школьных тетрадей корзиночки!). Насаждали новые советские традиции через специальные инструкции, доведенные до всех школьных библиотек и домов культуры, с подробным порядком правильного проведения новогодних празднований.
Очень положительным фактом стало разрешение новогоднего детского маскарада. Вернулся также и праздничный Дед Мороз с «отредактированной» спутницей его — уже не дочкой, а внучкой Снегурочкой (совершенно советское изобретение!).
Оценку всем традициям культурной жизни народа дает само время, и наше в том числе. Людям даже не важно, сколько лет традиции. Важно, что они формируют в сердцах юного поколения нравственность и эмоционально воспитывают, сея доброе, вечное…